Отзывы и статьи

Лечение височно-нижнечелюстного сустава у людей пожилого и старческого возраста

Лечение височно-нижнечелюстного сустава у людей пожилого и старческого возраста

В работе представлены результаты динамического наблюдения за результатами комплексного лечения 62 пациентов старших возрастных групп с разными заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава.



ПРИМЕНЕНИЕ БИОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ

В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА

У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА



В работе представлены результаты динамического наблюдения за результатами комплексного лечения 62 пациентов старших возрастных групп с разными заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава (височно-нижнечелюстным артрозом, артрозо-артритом и дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава). Показано, что применение комплекса лечебно-профилактических мер, включающего рациональное зубное протезирование, функциональную и фармакотерапию ( в том числе сопутствующих заболеваний), а так же использование пептидного биорегулятора хрящевой и костной тканей препарата «Сигумир» в комплексной терапии больных пожилого и старческого возраста с дисфункцией, артрозом или артрозо-артритом височно-нижнечелюстного сустава разной этиологии, позволяет в короткие сроки купировать болевой синдром, увеличить амплитуду открывания рта, улучшить жевательную функцию, сократить сроки лечения и обеспечить профилактику рецидивов патологии височно-нижнечелюстного сустава в течение всего периода наблюдения.


В настоящее время большое значение приобретает биорегулирующая терапия самых разных заболеваний. Между тем, в литературе мало сведений о применении биорегуляторных пептидов в стоматологии. Известно, что биорегуляция является сложным комплексом межклеточных взаимодействий, направленных на поддержание гомеостаза, который отвечает за течение таких важнейших физиологических процессов, как дифференциация и деление клеток, регенерация тканей, развитие и старение организма, обмен и воспроизведение генетической информации [2]. В организме поддержание биологической целостности регулируется на клеточном уровне сигналами, которые позволяют сохранять равновесное состояние между основными физиологическими процессами – пролиферацией и апоптозом. Многие пептиды участвуют в сигнальной трансдукции между разными типами клеток [3]. Следовательно биорегулирующая терапия призвана ликвидировать нарушения гомеостаза, а так же сделать все возможное для восстановления функций поврежденных клеток, тканей и органов, что крайне важно при лечении заболеваний височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). В то же время, изменение структуры населения развитых стран в сторону увеличения удельного веса лиц пожилого и старческого возраста является демографической особенностью настоящего времени, что обусловливает значительное возрастание интереса специалистов к состоянию здоровья и качеству жизни людей старших возрастных групп [7]. 

Заболевания ВНЧС встречаются весьма часто и диагностируются у 20-80% стоматологических больных [1, 4, 6, 8]. В последние годы проведены исследования по изучению распространенности заболеваний ВНЧС у людей пожилого и старческого возраста, а так же показано, что организация и проведение лечебно-диагностических мер при патологии ВНЧС пациентам старших возрастных групп должны осуществляться не только согласно общепринятым стандартам, но и с акцентом на особенности течения заболевания к пациентов данной возрастной категории [4]. Ранее проведенные клинические испытания показали, что комплексное лечение людей пожилого и старческого возраста при адекватном и рациональном протезировании, обеспечивающим нормализацию межальвеолярной высоты и положение нижней челюсти, способствует длительному купированию патологических процессов в области ВНЧС и жевательной мускулатуры и обеспечивает продолжительную ремиссию при дисфункции ВНЧС и парафункции жевательных мышц [4]. Вместе с этим, отсутствуют клинические исследования целесообразности биорегулирующей терапии в комплексном лечении людей пожилого и старческого возраста, страдающих заболеваниями ВНЧС. Этому и посвящено настоящее клиническое исследование. 


Целью исследования явилось совершенствование лечения и профилактики рецидивирования заболеваний ВНЧС у людей пожилого и старческого возраста, в том числе клинико-функциональное и рентгенологическое исследование состояния органов и тканей жевательного аппарата у лиц старших возрастных групп, а так же оценка эффективности стоматологических реабилитационных мер, включая функциональную терапию, фармакотерапию и зубное протезирование при дефектах зубных рядов.


Материалы и методы

Для оценки применения биорегулирующей терапии в комплексном лечении людей пожилого и старческого возраста с заболеваниями ВНЧС было проведено изучение отдаленных результатов стоматологической реабилитации в связи с частичным или полным отсутствием зубов и наличием заболеваний ВНЧС (дисфункция, артроз, артрозо-артрит) у 37 пациентов пожилого возраста и 25 пациентов старческого возраста, которые при клиническом осмотре предъявляли жалобы в связи с патологией ВНЧС (табл. 1).


Распределение больных пожилого и старческого возраста по группам исследования и полу табл.1

Возраст

Пол

Количество

Основная группа

Контрольная группа

Пожилой

Мужчины, n=16

Женщины, n=21

37 (59,7%)

10

13

6

8

Старческий

Мужчины, n=11

Женщины, n=14

25 (40,3%)

6

9

5

5

Всего, n=62

62 (100%)

38 (61,3%)

24 (38,7%)


Все пациенты (62 человека) пожилого и старческого возраста с заболеваниями ВНЧС были разделены на 2 группы в зависимости от применения методов зубного протезирования и использования фармакотерапии. Контрольную группу составляли 24 пациента (11 мужчин и 13 женщин), которым было проведено адекватное и рациональное протезирование зубных рядов, а так же использована общепринятая в стоматологической практике функциональная и фармакотерапия. Основную группу составляли 38 пациентов (16 мужчин и 22 женщины), которым так же было проведено адекватное и рациональное протезирование зубных рядов, однако кроме общепринятой функциональной и фармакотерапии, эти пациенты дополнительно применяли пептидный препарат «Сигумир».


Пептид Сигумир


Сигумир представляет собой комплекс пептидов (выделенных из хрящевой и костной тканей молодых животных), которые обладают избирательным действием на различные клетки хрящевой и костной тканей , нормализуют метаболизм в клетках и регулируют функции суставов. Использование пептидного биорегулятора при возрастной патологии ВНЧС обусловлено следующим. При изучении биологических свойств пептидов, было установлено, что эти вещества принимают непосредственное участие в процессах тканеспецифической регуляции экспрессии генов и биосинтеза. В результате пептидной регуляции в клетках снижается скорость накопления патологических изменений (повреждения ДНК, мутации, злокачественная трансформация и т.п.) и повышается активность репаративных процессов, направленных на восстановление клеточного гомеостаза [5]. Кроме того, пептидные биорегуляторы способны регулировать иммунные и нейроэндокринные механизмы взаимодействия органов и систем организма у лиц разных возрастных групп.


Повторное обследование больных пожилого и старческого возраста с патологией ВНЧС было проведено в срок до 12 мес.


При обследовании людей старших возрастных групп с патологией ВНЧС до и после проведенного комплексного лечения были использованы общепринятые объективные методы исследования ВНЧС (аускультация, фонография, гнатодинамометрия, миотонометрия, электромиография, ортопантомография при сомкнутых зубных рядах и максимальном открытии рта, томография ВНЧС, КТ, МРТ). Объем выполненных лечебно-профилактических мер в связи с патологией ВНЧС у людей пожилого и старческого возраста представлен в табл. 2


При оценке эффективности лечения патологии ВНЧС были охвачены динамическим наблюдением 62 пациента старших возрастных групп с частным или полным отсутствием зубов и заболеваниями ВНЧС (дисфункция, артроз, артрозо-артрит), которые при клиническом осмотре предъявляли жалобы в связи с патологией ВНЧС: на чувство дискомфорта, боль в области ВНЧС и боковых поверхностей лица, затрудненное откусывание при наличии зубов, ограничение движения нижней челюсти, хруст, щелканье, быструю утомляемость жевательной мускулатуры при разговоре и во время еды.


При объективном обследовании отмечали асимметрию лица за счет гипертрофии собственно жевательной мышцы на стороне жевания, признаки травматической окклюзии, смещение эстетического центра челюстей на 1-2 мм и более, аномалии и вторичные деформации жевательного аппарата. У пациентов обеих групп при обследовании выявлено снижение прикуса за счет стертости искусственных зубов как в боковых, так и в центральном отделе, что, естественно, требовало замены протезов. У большинства больных так же выявлено снижение прикуса. У 7 пациентов основной и контрольной групп выявлен феномен Годона. Шумовые явления в ВНЧС, изменение амплитуды движений и девиация нижней челюсти, болезненность при пальпации ВНЧС и жевательных мышц выявляли у подавляющего большинства обследованных больных в обеих группах. У 14 больных из групп наблюдения отмечали повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность. У 89% больных пожилого и старческого возраста при наличии зубов отмечали дефекты в боковых участках зубных рядов, причем это были, в основном, двусторонние концевые дефекты. Большинство больных нуждались в хирургической санации полости рта по поводу хронических очагов одонтогенной инфекции. У некоторых больных старческого возраста при полной потере зубов отмечалось бес пищевой жевание, тогда как 5 больных пожилого возраста с сохраненным зубным рядом указали на ночное скрежетание зубами во сне.


При гнатодинамометрии, проводимой в области фронтальной группы зубов челюстей, отмечено выраженное снижение силовой нагрузки. У пациентов пожилого и старческого возраста обеих групп эти показатель колебались от 48 до 63 Н, статически не отличались в обеих группах исследования и составляли в основной группе 56 ± 7 Н, а в контрольной 57 ± 8 Н (p>0,05).

При тонометрии отмечено повышение тонуса покоя собственно жевательной мышцы . Показатели тонометрии жевательной мускулатуры у больных пожилого и старческого возраста существенно не отличались в обеих группах и составили в среднем 62,9 ± 5,3 г (тонус покоя) и 173,2 ± 8,3 (тонус напряжения).

При рентгенологическом исследовании, КТ и МРТ выявлены изменения со стороны суставных головок, суставного хряща и суставной впадины, а так же признаки склерозирующего артроза (склероз кортикальных поверхностей и сужение суставной щели с одной или обеих сторон).

У больных выявлены дефекты зубных рядов на верхней и нижней челюстях. Чаще отсутствовали премоляры и моляры, что, безусловно, приводило к снижению прикуса и дизокклюзионным нарушениям.

Пациенты обеих групп перед началом комплексного лечения были проконсультированы у терапевта, невролога, ревматолога для уточнения коморбидной патологии, которая могла послужить причиной имевшихся у них заболеваний ВНЧС и параартикулярных тканей (артрит, обусловленный соматической патологией, хореический гиперкинез и т.п.). Патологических изменений в результатах лабораторных исследований (клинический и биохимический анализы крови, определение ревматоидного фактора, С-реактивного белка) не выявлено.


Среди пациентов контрольной группы 7 (29,2%) человек имели полные съемные зубные протезы, 11 (45,8%) пользовались частичными съемными протезами и одиночными штампованными, цельнолитыми или металлокерамическими коронками, а 6 (25,0%) человек имели сочетание мостовидных зубопротезных конструкций и съемных пластиночных или опирающихся зубных протезов. У всех пациентов этой группы отмечено снижение межальвеолярного расстояния на 2-4 мм, хотя сроки пользования зубными протезами колебались от 3 мес. до 2,5 лет.

Таблица № 2

Объем выполненных лечебно-профилактических мер у пациентов старших возрастных групп с патологией ВНЧС, n (чел.)

Лечебно-профилактическая мера

Основная группа, n=38

Контрольная группа, n=24

Режим поведения

ограничение широкого открывания рта

обязательное двустороннее жевание

механически щадящая диета

иммобилизация нижней челюсти и ВНЧС на ночь

Медикаментозное лечение

противовоспалительное

аналгезирующее

Прием препарата «Сигумир»

Физиотерапевтическое лечение

Ношение капп

Избирательное пришлифовывание зубов

Миогимнастика по И. С. Рубинову (1970)

Адекватное и рациональное зубное протезирование

Консультация врачей смежных специальностей

38

38

38

38

38

19

38

24

12

8

38

38

11

24

24

24

24

24

15

-

26

10

7

24

24

9


Из пациентов основной группы 9 (23,8%) человек с частичными дефектами зубных рядов имели зубные протезы, которыми они пользовались на протяжении 1-3 лет. Эти зубные протезы нуждались, при повторном протезировании, в замене для нормализации межальвеолярного расстояния, которое у них было снижено на 3-6 мм. 8 (21,1%) человек этой группы нуждались в изготовлении полных съемных протезов. Остальные 21 (55,1%) человек имели частичную вторичную адентию, а для нормализации межальвеольного расстояния, которое у них было снижено на 3-6 мм, им предстояло изготовить несъемные протезы для восстановления высоты коронковых частей сохранившихся в полости рта естественных зубов и съемные зубные протезы – для восполнения искусственными зубами дефектов зубных рядов. Со стороны слизистой оболочки протезного ложа и поля у обследованных пациентов обеих групп патологические изменения не выявлены.


Больным обеих групп назначали комплексное лечение: 1) Рациональное зубное протезирование; 2) ограничение широкого открывания рта; 3) обязательное двустороннее жевание; 4) использование теменно-подбородочной повязки во время сна; 5) по показаниям – применение не стероидных противовоспалительных препаратов и анальгетиков; 6) выполнение миогимнастики по И. С. Рубинову в течение 3-5 минут 3 раза в день; 7) механически щадящая диета; 8) физиотерапевтические процедуры: электрофорез 10% йодида калия на область ВНЧС, на курс – 10 сеансов, ультразвук с гидрокортизоном и т. п.

Больным основной группы дополнительно назначали препарат «Сигумир» курсом по 1 капсуле 2 раза в день в течение месяца.


Объем выполненных лечебно-профилактических мер в связи с патологией ВНЧС у людей пожилого и старческого возраста представлен в табл. 2. 

После проведения комплекса лечебно-профилактических мер у пациентов контрольной группы было отмечено улучшение состояния жевательного аппарата, боли в области ВНЧС исчезли через 12,7±2,9 дня. Исчезли и значительно уменьшились патологических звуковые феномены (хруст, щелканье) в области ВНЧС через 18,3±3,7 дня. Данные об эффективности проведенного лечения у пациентов данной группы в непосредственные сроки наблюдения представлены в табл. 3.


Группа

Лечебный эффект

хороший

удовлетворительный

отсутствие

рецидив

Основная

30 (78,8%) / 24 (63,2%)

8 (21,1%) / 11 (33,6%)

- /2 (5,2%)

- / 1 (2,6%)

Контрольная

17 (70,8%) / 9 (37,5%)

5 (20,8%) / 10 (41,8%)

2 (8,4%) / 3 (12,5%)

- / 2 (8,3%)

Примечание: В числителе — непосредственные результаты (до 6 мес.), в знаменателе - отдаленные (до 12 мес.)


Открывание рта после проведенного комплекса лечения и адекватного и рационального протезирования у подавляющего большинства пациентов было свободным. Боковое смещение нижней челюсти обычно не превышало 2 мм. Боли в области ВНЧС в состоянии физиологического покоя у больных отсутствовали. Не выявлено, так же, кратковременного блокирования в ВЕЧС. Сохранялась асимметрия лица за счет гипертрофии жевательных мышц, однако явлений гипертонуса у этих больных не наблюдалось. Показатели тонометрии достоверно уменьшались по сравнению с показателями до лечения и составили 45,3±4,2 г (p<0,01). Пальпация жевательных мышц у больных была практически безболезненной.


Положительный лечебный эффект от проведенного больным основной группы комплекса лечебно-профилактических мер с применением пептидного биорегулятора Сигумир наступил через 10,3±2,5 дня (исчезли боли в области ВНЧС), а исчезновение патологических звуковых феноменов (хруста) в области ВНЧС произошло через 17,1±2,7 дня, что было подтверждено с помощью электронного фонендоскопа-стетоскопа. По показателям других объективных методов обследования от контрольной группы не получено, что вполне объяснимо избирательным действием препарата на хрящевую ткань ВНЧС.

Повторное обследование больных с патологией ВНЧС и жевательной мускулатуры было проведено в сроки до 12 мес.


Динамическое наблюдение за пациентами обеих групп в течении 12 мес. Показало отсутствие эффекта от проведенного комплексного лечения у 3 пациентов (12,5%) контрольной группы, рецидив заболевания возник в двух случаях (8,3%) – вновь возникли болевые ощущения, звуковые феномены со стороны ВНЧС. В основной группе лечение не было успешным в двух случаях (5,2%), а один пациент старческого возраста (2,6%) в течение года наблюдения повторно обратился с жалобами на хруст и боли в области ВНЧС.

Таким образом, результаты исследования показали, что включение пептидного биорегулятора в комплексное лечение пациентов старших возрастных групп с патологией ВНЧС способствует повышению эффективности лечения, снижению сроков лечения и уменьшению рецидивирования заболевания.

Заключение


Результаты динамического наблюдения в течение 12 мес. За пациентами пожилого и старческого возраста с патологией височно-нижнечелюстного сустава показали, что применение комплекса лечебно-профилактических мер, включая рациональное зубное протезирование, функциональную и фармакотерапию (в том числе сопутствующих заболеваний), а так же использование пептидного биорегулятора Сигумир в комплексной терапии больных с дисфункцией, артрозом или артрозо-артритом височно-нижнечелюстного сустава разной этиологии, позволяет в короткие сроки купировать у них болевой синдром, увеличить амплитуду открывания рта, улучшить жевательную функцию. Кроме того, у пациентов основной группы, получавших дополнительно пептидный биорегулятор хрящевой и костной тканей Сигумир, были не только сокращены сроки лечения, но и отсутствовал рецидив патологии ВЕЧС в течение всего периода наблюдения.


Таким образом, можно рекомендовать предлагаемый комплекс лечебно-профилактических мер при терапии людей пожилого и старческого возраста с патрологией височно-нижнечелюстного сустава, что не только улучшить прогноз лечения данной патологии у людей старших возрастных групп, но и повысит качество их жизни.

Литература


  1. Иорданишвили А. К. Клиническая ортопедическая стоматология М.: МедПресс, 2007.
  2. Кузник Б. И., Пинелис И. С., Хавинсон В. Х. Применение пептидных биорегуляторов в стоматологии. СПб.: Эскулап, 1999.
  3. Смирнов А. В., Чалисова Н. И., Рыжак Г. А. и др. Геропротекторное действие аминокислот и трипептидов в культуре ткани хряща крыс // Успехи геронтол. 2011. Т. 24. № 1.С. 139-142.
  4. Солдатова Л. Н. Возрастные особенности патологии височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц и их лечение; Автограф. дис. канд. мед. наук СПБ., 2011.
  5. Хавинсон В. Х., Малинин В. В. Пептидная регуляция генетической стабильности при старении // Мед. акад. журн. 2006. Том 6. № 1. С. 139-143.
  6. Хавинсон В. Х. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. М.: Медицина. 1982.
  7. Douglass C., Furino F. Balancing dental service requirements and supplies: epidemiologic and demographic evidence // J. Amer. Dent Assoc. 1990. Vol/ 5 (121). P. 587-592.
  8. Seligman D. A., Pullinger A. G. Analysis of acclusal variables, dental altrition, and age for distinguishing healthy controls from temale patients with intracapsular temporomand bular disorders //J. Prosthet. Dent. 2000. Vol. 83. № 1. Р. 76-82.


Нет комментариев

Добавить комментарий